Йога-шикха-упанишада
(Упанишада йоговского чуба)
Кришнаяджурведа,
группа упанишад – йога
Ом! Пусть Он защитит нас обоих вместе; пусть Он напитает нас обоих вместе;
Да будем мы работать сообща с большой энергией,
Да будем мы учиться энергично и эффективно;
Да не будем мы спорить друг с другом (или не будем ненавидеть никого).
Ом! Да будет Мир во мне!
Да будет Мир в моем окружении!
Да будет Мир в силах, которые действуют на меня!
1. Все живые существа окружены сетью иллюзий, удовольствий и боли. О Господь Шанкара, пожалуйста, скажи мне, как они могут достичь освобождения.
2. Это путь, который приносит совершенство и разрывает паутину иллюзий. Пожалуйста, расскажите мне, как этот путь уничтожает рождение, смерть, старость и болезни и приносит счастье.
3. Хираньягарбха задал такой вопрос, и Господь Махешвара ответил. Высшую обитель освобождения трудно достичь различными способами.
4. Её можно достичь только путём совершенства, и ничем иным, о рождённый из лотоса (Падмасамбхава). Живые существа попались в ловушки священных писаний и были сбиты с толку своим интеллектом.
5. Что же представляет собой самопросветление, раскрытое в писаниях? Оно чистое, безупречное (нирмала), спокойное (шанта), запредельное и безмятежное (нирамайя).
6. Это же самое живое существо покрыто плодами благочестивых и греховных поступков. Как живые существа могут достичь этой вечной обители Высшей Души?
7. О Господь, по милости Твоей, пожалуйста, скажи мне, что находится за пределами истины, превосходит все гуны природы и является формой знания?
8. Эгоизм тела, который вибрировал, как ветер, возник сам по себе. Пятеричное тело, состоящее из элементов, было составлено из гун природы.
9. Наделённое жизнью, удовольствием и болью. Поэтому в чистой Высшей Душе (Параматмане) живое существо описывается именно так.
10. Похоть, гнев, страх, заблуждение, жадность и страсть. Рождение и смерть — это похотливость, скорбь, сонливость, голод и жажда.
11. Жажда, стыд, страх, боль, депрессия и возбуждённость. Живое существо, освобождённое от этих зол, называется Шивой.
12. Поэтому я сейчас разъясню тебе те средства, с помощью которых ты можешь уничтожить своё зло. Некоторые говорят, что знание — это единственное средство достижения совершенства.
13. Как знание без йоги может освободить в этом мире? Даже йога без знания не способна привести к освобождению.
14. Поэтому тот, кто желает освобождения, должен упорно практиковать знание и йогу. Знание — единственное средство познания во Вселенной.
15. Человек, ищущий освобождения, должен задуматься о том, что такое невежество. Познавая свою собственную форму (своё высшее Я), освобождение становится высшей обителью (местопребыванием высшего Я).
16. Он освобождается от пороков похоти, гнева, страха и т. д. Как может живое существо, окружённое всем злом, освободиться с помощью знания?
17. Так же, как знание является полным и всеобъемлющим в своей собственной форме, нет никакой разницы и в природе похоти, гнева и других зол.
18. В конце концов, каков метод и как зло можно запретить? Тот, кто различает, всегда освобождён и свободен от заблуждений этого мира.
19. Эта истина, которая является совершенной формой, рождена из лотоса. То, что является целостным, чистым и завершённым, — это то же самое высшее Я.
20. В эпоху Кали-юги сансарный мир перестал быть чистым и непорочным, словно небо.
21. Он лишён знания о происхождении, существовании, разрушении, жизненной силе. Как он пришёл к такому виду в океане заблуждений?
22. Он тонет, о могучерукий, снова и снова оставляя позади свои знания. Положение мирских существ похоже на пребывание в заблуждениях удовольствия и боли.
Продолжение следует...
Перевод Йогашикха-упанишады: Вернигора В. В., 2025, специально для сайта scriptures.ru / upanishads.ru.