Вы на странице: ГлавнаяУпанишады


Упанишады

Трипадвибхути-маханараяна-упанишада

Атхарваведа, группа упанишад – вайшнавская


Ом! О дэвы, пусть наши уши слушают то, что благоприятно;
Пусть наши глаза видят то, что благоприятно, о достойные поклонения!
Пусть мы будем наслаждаться сроком жизни, отведённым дэвами,
Непреклонно восхваляя их с помощью наших тел и конечностей!
Пусть славный Индра благословит нас!
Пусть всеведущее Солнце благословит нас!
Пусть Гаруда, гроза для злых и порочных, благословит нас!
Пусть Брихаспати ниспошлёт нам процветание и удачу!
Ом! Пусть покой пребудет во мне!
Пусть покой пребудет в моём окружении!
Пусть покой пребудет в тех силах, которые действуют на меня!

Сейчас я объясню принципы, лежащие в основе философии «трипат-нараяна», которая, если её полностью понять и усвоить, может отсеять и выполоть все формы иллюзорной материи, окружающей всё живое в этом материалистическом мире.

«ОМ! Верховное существо, известное как Нараяна, пожелало создать живых существ. И из такого желания (или обета) из Верховного существа исходит живая сила дыхания, называемая «прана»; возникают ум (манас) и все другие органы чувств. Также созданы небо (пространство), воздух, свет (огонь), вода и земля, которая несёт в себе всех существ. Из Нараяны возникает Брахма, божество, которое является создателем всех существ; а также Индра, который является правителем всех дэвов. Из Него исходит Праджапати, божество, которое порождает и управляет людьми, а также двенадцать адитьев, одиннадцать рудр и восемь васу (различные управляющие силы, упомянутые в Ведах – каждая из которых касается отдельной и отличной силы природы). Только из одного и того же Нараяны возникли все Веды. Таким образом, все силы исходят из Нараяны, и также в конечном итоге сливаются с Ним». – Так провозглашается в одной из упанишад в Ригведе.

"Нараяна вездесущ и вечен; Он всемогущ и вездесущ; Брахма, Шива, Индра, все (эти божества) являются (различными формами) самого Нараяны. Он, действительно, является всеми формами времени, пространства и направления. Все направления вверх, вниз, в стороны, внутрь и наружу являются Его тенью. Все существующее и то, что должно возникнуть, есть Сам Нараяна. Единое Верховное Существо, лишённое какой-либо формы нечистоты, которое не может быть выражено словами, и которое является чистейшим из всех чистых, есть Нараяна. Нет никого выше Него и нет второй силы, кроме Его силы. Тот, кто понимает это как таковое, становится (сливается с) Самим Нараяной; он становится (сливается с) Самим Нараяной (повторное ударение)". – Так утверждается в одной из упанишад в Яджурведе.

«Сначала произнесите слог «ОМ»; затем произнесите слова «Намах» и «Нараяная». Эти слова соответственно состоят из одного, двух и пяти слогов (в санскрите); таким образом, вся фраза состоит из восьми слогов, и называется «ашта-акшарам» (ашта-восемь; акшарам-слог). Тот, кто повторяет эту восьмислоговую мантру Нараяны, живёт долго без какой-либо дурной славы или известности; он благословлён правлением, богатством, скотом и слугами и в конечном итоге достигает мокши (или точки невозврата), также называемой спасением; он достигает мокши (повторяется с ударением)». – Так говорится в одной из упанишад в Самаведе.

«Это блаженное Верховное Существо (Брахман), которое пребывает внутри, имеет форму ОМ или Пранавы. Пранава (ОМ) состоит из А, У и М. Один стал многими. Тот благословенный, который декламирует и повторяет слог ОМ, избавляется от всех оков и уз этого материального мира. Тот, кто повторяет слова «Ом Намо Нараяная», в конечном итоге достигает Вайкунтхи, обители Шри Нараяны (или Небес – обители Спасения). Вайкунтхи нет (не найти) нигде, кроме как в чистом благословенном сердце, наполненном знанием (духовным). Оттуда поднимается ответвление света, яркое, как луч молнии. Этот луч света представляет различные формы Нараяны – называемые такими именами, как сын Деваки, или же тот, кто слаще мёда, или же тот, кто в форме Брахмы, или же тот, у кого глаза подобны лотосам, или же Вишну (или спаситель всех). Он пребывает во всех существах и управляет всеми их действиями. Он – форма нематериального слога ОМ, Высшее Существо." – Так утверждается в одной из упанишад в Атхарваведе.

(Узнав, что каждая из четырёх Вед говорит о Нараяне, теперь давайте поймём плоды повторения Его мантры). Тот, кто повторяет эту (мантру) утром, уничтожает все (свои) грехи, совершённые в течение (предыдущей) ночи. Тот, кто повторяет её вечером, уничтожает все грехи, совершённые в течение дня. Тот, кто повторяет её в середине дня, глядя в сторону Солнца, уничтожает все пять видов больших и малых грехов, описанных как наихудшие в писаниях. Он получает все преимущества повторения всех Вед. В конечном итоге он сливается и становится единым с Верховным Существом Нараяной.

Ом! О дэвы, пусть наши уши слушают то, что благоприятно;
Пусть наши глаза видят то, что благоприятно, о достойные поклонения!
Пусть мы будем наслаждаться сроком жизни, отведённым дэвами,
Непреклонно восхваляя их с помощью наших тел и конечностей!
Пусть славный Индра благословит нас!
Пусть всеведущее Солнце благословит нас!
Пусть Гаруда, гроза для злых и порочных, благословит нас!
Пусть Брихаспати ниспошлёт нам процветание и удачу!
Ом! Пусть покой пребудет во мне!
Пусть покой пребудет в моём окружении!
Пусть покой пребудет в тех силах, которые действуют на меня!

Так заканчивается Трипадвибхути-маханараяна-упанишада, содержащаяся в Атхарваведе.

OM


Перевод Трипадвибхути-маханараяна-упанишады: Вернигора В. В., 2025, специально для сайта scriptures.ru / upanishads.ru.

OM