Нараяна-упанишада
Маха-Нараяна-упанишада
Кришнаяджурведа
группа упанишад – вайшнавская
Шанти-пата
[Молитва о мире]
auṃ saha naavavatu .
saha nau bhunaktu .
saha viirya.n karavaavahai .
tejasvi naavadhiitamastu .
maa vidvishhaavahai ..
auṃ shaantiH shaantiH shaantiH ..
Да защитит Он нас обоих (учителя и обучаемого), вместе, (открыв знание).
До защитит Он нас обоих, (одарив плодами знания).
Пусть мы вместе достигнем силы. Пусть изучаемое нами будет воодушевляющим.
Пусть мы не будем искать недостатки друг в друге.
Ом! Покой! Покой! Покой!
Я расскажу тебе об этом знании, называемом «Принцип Нараяны с тремя аспектами», зная, что майя (иллюзия) и всё, что происходит из-за майи, полностью исчезнет.
Ом!
1. Нараяна пожелал создать людей. Из-за этой мысли душа (прана) возникла из него. Ум и все части тела, небо, воздух, свет, вода и земля, которые могут нести все эти сотворённые существа, приняли свою форму. От Нараяны родился Брахма. От Нараяны родился Рудра. От Нараяны родился Индра. От Нараяны родились те люди, которые правят этими людьми. От Нараяны родились двенадцать солнц, одиннадцать Рудр, восемь Васу и все эти метры (размеры письма). Все они действуют благодаря Нараяне. Все они заканчиваются в Нараяне. Так полагают упанишады Ригведы.
[Примечание: двенадцать Адитьев (сыновей Адити) — это Датха, Митра, Аарьяма, Рудра, Варуна, Сурья, Бхага, Вивасван, Пуша, Савита, Твашта и Вишну.
Одиннадцать Рудр — это Манью, Ману, Махинасан, Махан, Шиван, Рутхудваджан, Угра Ретхас, Бхаван, Каман, Вамадеван и Друтхаврутан.
Восемь Васу, детей Васу, дочери Дакши, — это Дхаран, Друван, Соман, Ахаш (Ахащ, ahaŚ на санскрите), Анилан, Аналан Пратьюшан и Прабхашан.]
2. Он вечен. Нараяна — это Брахма. Нараяна — это Шива. Нараяна — это Индра и Каала (бог смерти). Все направления — это Нараяна. Все стороны — это Нараяна. Внутри и снаружи — Нараяна. Нараяна — это то, что произошло, что происходит и что произойдёт. Нараяна — единственный Бог, который не имеет изъянов, пятен, порядка, конца и которого невозможно описать, и когда Нараяна там, нет другого второго. Тот, кто знает это, сам становится Господом Вишну. Так полагают упанишады Яджурведы.
3. Сначала скажите «Ом», а затем скажите «Нама». После этого скажите «Нараяна». В «Ом» одна буква (на санскрите, ॐ). В слове «Нама» две буквы (на санскрите, नम, nama). В этой мантре в слове «Нараяна(я)» пять букв (на санскрите, नारायणाय, nārāyaṇaya; последняя буква "я" добавляется в качестве падежного окончания). Вместе образуется восьмибуквенная «Ом Намо Нараяная» ("Ом, слава Нараяне!"; по правилам сандхи вторая буква "а" в слове "нама" заменяется на "о"; это можно сравнить с изменением написания предлогов "о/об" или "в/во"). Тот, кто произносит эти восемь букв, достигает полной жизни без единого изъяна. Он достигнет спасения, став владыкой людей, и будет благословлён большим богатством, большим количеством коров и всеми другими формами богатства. Так полагают упанишады Самаведы.
4. Этот вечно пребывающий в блаженстве Брахма-пуруша (вселенская душа) имеет форму пранавы («ОМ»), которая сделана из соединения «Аа», «Уу» и «Ма». Эта пранава (Брахма-пуруша), растущая несколькими способами, становится «ОМ», и тот йог (практикующий йогу), который медитирует на неё, достигает спасения. Тот йог, который медитирует на «Ом намо Нараяная», достигает Вайкунтхи, обители Господа Вишну. Эта Вайкунтха есть не что иное, как Хридая-камала (сердце, подобное лотосу), которое наполнено вечной мудростью, из которого исходит полоса света, подобная молнии. Сын Деваки — Брахман. Мадхусудана (тот, кто убил Мадху) — Брахман. Лотосоокий — Брахман, а также Господь Вишну, который есть Ачьюта (несокрушимый). Тот Пуруша, который является причиной существования всех существ, несомненно, есть Нараяна. Он также не имеющий причины «ОМ», который есть Парабрахман. Так полагают упанишады Атхарваведы.
5. Читающий это утром уничтожает грех, совершённый им ночью. Читающий это вечером уничтожает грехи, совершённые им днём. Тот, кто читает это в полдень, обращаясь к Солнцу, избавляется от пяти великих грехов, а также от второстепенных грехов. Он также получает святой эффект от чтения всех Вед. В конце он становится единым с Господом Нараяной. Это знание Вед.
Да защитит Он нас обоих (учителя и обучаемого), вместе, (открыв знание).
До защитит Он нас обоих, (одарив плодами знания).
Пусть мы вместе достигнем силы. Пусть изучаемое нами будет воодушевляющим.
Пусть мы не будем искать недостатки друг в друге.
Ом! Покой! Покой! Покой!
Так заканчивается Нараяна-упанишада, относящаяся к Кришнаяджурведе.
Перевод Нарада-паривраджака-упанишады: Вернигора В. В., 2025, специально для сайта scriptures.ru / upanishads.ru.