Дакшинамурти-упанишада
Кришнаяджурведа
группа упанишад – шайва (шиваитские)
Ом! Пусть Он защитит нас обоих вместе; пусть Он напитает нас обоих вместе;
Пусть мы работаем сообща с большой энергией,
Пусть наше обучение будет энергичным и эффективным;
Пусть мы не будем спорить друг с другом (или не будем ненавидеть никого).
Ом! Пусть будет Мир во мне!
Пусть будет Мир в моем окружении!
Пусть будет Мир в силах, которые действуют на меня!
1. Ом. В Брахма-варте (Земле Брахмы), под баньяновым деревом, называемым маха-бхандира, собралось много мудрецов, включая Шаунаку, чтобы совершить огненное жертвоприношение сатра. Они подошли к долгожителю Маркандее, держа жертвенный огонь, и спросили его: «Как тебе удаётся быть чира-дживи (тем, кто бессмертен), и как ты всегда пребываешь в состоянии блаженства?»
Он ответил: "Это из-за познания запредельной тайны (парама-рахасья) принципа/истины (таттва) Шивы".
Что это за высшая тайна – знание истины Господа Шивы?
Кто там бог? Что такое мантры? Что это за песнопение? Из-за верности (как проявление преданности)? Что это за средство познания? Что это за инструмент. Кто принесён в жертву? Что сейчас за время? Что это за место?
Он сказал: «То, которое косвенно сделало Шиву, голова (мукха) которого обращена на юг (дакшина). Это высшая тайна познания сущности Господа Шивы, кто в конечном итоге радуется и сияет в блаженстве своего блаженства, забирая всё в себя или в это божество (дэва). Вот стихи тайны мантры. Мудрец Брахма является автором мантры Дакшинамурти для Медхи. Гаятри – это стих. Божество – праволикое. Установление конечностей в соответствии с мантрой. Произнесите "Ом аадау намах".
Затем положение Господа. После произнесения мантры "Дакшина" следует подняться по ступеням к идолу (мурти).
2. Именно посредством этой тайной философии Шива, который является Дакшинамурти, становится таким, что его не видно другим. Он тот Бог, который во время последнего потопа хранит всё остальное внутри себя и сияет из-за наслаждения своего собственного духа. Секретные мантры о нём следующие: мудрец – Брахма, размер – Гаятри, а божество для этой мантры – Дакшинамурти.
Первая мантра из 24 букв: после того, как скажете «ом», скажите «Намо», а затем «Бхагавате Дакшинамурти», затем четвёртая форма «асмад», а именно «Махьям», затем «медхам Прагнам», затем корень ветра «йа», добавленный с «чча», за которым следует имя жены бога огня «сваха». Это мантра из 24 букв. Это «Ом Намо Бхагавате Дакшинамуртайе Махйам, Медхам Прагнам Праяча Сваха!»
3. Затем дхьянам (медитация). Я приветствую того, кто бел, как кристалл, кто держит в своих руках цепочку из жемчужных бус, горшок с нектаром, который является формой знания, и мудру (символ) мудрости, кто связывает себя со змеёй, кто носит луну на своей голове и кто носит различные виды украшений.
4. Вторая мантра из девяти букв: сначала произнесите "Ом", затем первую гласную с висаргой и в конце всю панчакшари (пятислоговую) с висаргой в конце, и это даёт мантру навакшари (мантру из девяти санскритских букв-слогов). Это "Ом Аам Аа Шивайя Нама Ом!"
5. Затем дхьянам. Пусть трёхглазый бог, который творит только добро, который держит знак защиты, оленя и топор в трёх руках, а четвёртую руку держит на колене, который привязал змею к своему телу, который сияет белым, как молоко, который сидит под баньяном и которого окружают мудрецы, такие как Шука, дарует нам чистоту нашего сознания.
6. Посвящение мантрой Брахмариши. Повторяя мантру "брунам", следует повторять мантру "майя" и "вагбхавам". После произнесения мантры "Дакшина" следует подняться по ступеням к идолу (мурти).
Третья мантра: Добавьте "Брум Нама", "Майя Бхиджа", "Вагбхава Бхиджа", "Дакшинамуртайе" и "Джнянам Дехи Сваха" к Ом. Мантра будет такой: «Ом Брум, Намо Хрим Им Дакшинамуртайе Джнянам Дехи Сваха!»
7. Дай мне знание, и после этого я должен подойти к огню. Этот восемнадцатый Ману освящён во всех ведических мантрах.
8. Затем дхьянам. Пусть змееподобный Господь Дакшинамурти в своей истинной форме, у которого белое тело из-за нанесения священного пепла, который носит полумесяц на голове (или же луноликий, то есть с округлым лицом), который сложил пальцы одной из своих рук в джняна-мудре (символ мудрости), держит в руках цепочку из бисера, вину (музыкальный инструмент) и книгу, который носит все украшения, который носит шкуру слона, который похож на медитирующего Раму, который сидит на троне разъясняющей мудрости, и которому служат великие мудрецы, всегда защищает нас.
9. Мы должны увидеть этот светильник мудрости, который горит отречением как масло, преданностью как фитилём и который сияет в полном сосуде состояния пробуждения.
10. В начале творения Господь Брахма молился этому Дакшинамурти и обрёл способность создавать существ и стал очень счастливым. Он был благословлён, получив желаемое. Поэтому этот Брахма стал преданным, а также тем, кто заслуживает нашей преданности.
11. Тот, кто постигает эту философию Шивы с пониманием, избавится от всех своих грехов. Те, кто познают это на самом деле, обретут спасение.
Ом! Пусть Он защитит нас обоих вместе; пусть Он напитает нас обоих вместе;
Пусть мы работаем сообща с большой энергией,
Пусть наше обучение будет энергичным и эффективным;
Пусть мы не будем спорить друг с другом (или не будем ненавидеть никого).
Ом! Да будет Мир во мне!
Да будет Мир в моем окружении!
Да будет Мир в силах, которые действуют на меня!
Так заканчивается Дакшинамурти-упанишада, относящаяся к Кришнаяджурведе.
Перевод (неполный) Дакшинамурти-упанишады: Вернигора В. В., 2025, специально для сайта scriptures.ru / upanishads.ru.